Интернет магазин
воздушных змеев и кайтов
от производителя
Бесплатная доставка
Интернет магазин
воздушных змеев и кайтов
телефон
(пн.-пт. 08:00-13:00 МСК)
электронная почта
Главная > Статьи о воздушных змеях и кайтах > О воздушных змеях > Змей для лифтинга — особенности выбора и эксплуатации

Змей для лифтинга — особенности выбора и эксплуатации

Начнем с теории.

В первом приближении тягу змея можно посчитать по следующей формуле:

Формула расчета тяги воздушного змея

где:
F - расчетная сила тяги воздушного змея в кг;
S - площадь воздушного змея в кв.м;
V - скорость ветра в м/c;
M – вес самого змея вместе с весом леера в кг.

В приведенной формуле мы получим тягу воздушного змея в килограммах.

Анализ формулы показывает, что тяга преимущественно зависит от силы ветра, так как зависимость квадратичная, и в меньшей степени от площади. Однако, чаще всего именно силу ветра мы не можем выбирать, и подставляем в формулу ту силу ветра, которая является среднестатистической скоростью ветра в вашем регионе. Мы можем только подобрать площадь змея, что бы при данной скорости ветра обеспечить необходимую нам силу тяги воздушного змея.

Сделаем вывод, что выбирая площадь змея, нам необходимо задаться тягой, которую нам необходимо обеспечить при минимальной скоростью ветра. Отметим, что при расчете на минимальную силу ветра очень существенную роль играет вес самого змея вместе с весом леера. Чем он меньше, тем больше эта разница в весе переходит в полезную силу тяги. Однако уже при усилении ветра вес змея становится несущественным по сравнению с увеличением силы тяги змея, которая, как мы помним, увеличивается в квадратичной зависимости.

Проделав такие расчеты и задавшись самой малой возможной скоростью ветра, вы возможно обнаружите, что нужен змей с достаточно большой площадью, которая возможно перевалит за 10 кв.м. Однако имейте ввиду, что с увеличением площади змея так же растет его вес, сложность изготовления и стоимость. На данный момент развитие технологий легкой промышленности позволяет изготавливать недорогие ткани весом порядка 50-60 г/кв.м. Использование такой ткани позволяет изготавливать воздушные змеи с весом порядка 200-250 грамм на квадратный метр несущей площади воздушного змея (для воздушных змеев Flowform). Применение самых ультрасовременных материалов может уменьшить вес воздушного змея. Однако эти материалы при весе в 35-40 г/кв.м снижают вес змея не более чем на 30%, но делают его существенно дороже. И все равно даже эти 30% потери веса могут показать ощутимые результаты при больших площадях воздушных змеев, добавив те необходимые полкилограмма, или даже килограмм тяги.

Теперь выбрав площадь воздушного змея при минимальной необходимой скорости ветра, попробуйте провести расчет с той же площадью на максимальную скорость ветра, которая может присутствовать в вашем регионе, а так же на среднюю статистическую, именно при которой вам чаще всего придется производить запуски. Ветер может усилиться внезапно, на высоте он может дуть существенно сильнее. Кроме того в летнее время в атмосфере присутствуют термические восходящие потоки, «дующие» вертикально вверх со скоростями до 5 м/с. Такой поток может оказать рывок на воздушный змей и увеличить тягу раза в два. После этого прикиньте, выдержит ли ваш леер такую нагрузку? Выдержит ли ваше мотовило? Удержите ли вы воздушный змей в руках или его необходимо привязывать? Может все же стоит уменьшить площадь змея? Ответы на все эти вопросы помогут вам подобрать тот оптимальный вариант площади воздушного змея, необходимый вам.

Теперь поговорим о леере.

Леер — очень ответственная часть воздушного змея, особенно если вы хотите осуществить запуск на большую высоту. Какие требования к лееру? Ну самое первое — достаточная прочность при минимальном весе. Прочность должна быть обеспечена при максимальной тяге, на которую вы рассчитывали свой воздушный змей. Но не стоит брать прочность леера, указанную производителем. Точнее ее конечно и стоит взять, но с рядом поправок. Первое — узлы существенно ослабляют прочность леера, для полиамидных (капроновых) шнуров это до 30%, для шнуров из высокопрочных материалов Dyneema до 50%. Второе, леер со временем «стареет», т. е. его прочность уменьшается со временем, преимущественно под действием ультрафиолетовых лучей солнца, от которых леер не спрячешь. Через пару лет эксплуатации прочность такого шнура может упасть еще процентов на 20%. Третье — леер изнашивается, может немного зацепиться, потереться на мотовиле, да и просто на сильном ветру. Как с этим бороться? Узлы можно исключить применив технику зашивания петель, используемую на парашютах, парапланах. Кроме того все места контакта с тропы с посторонними предметами (например с другой стропой в месте соединения) можно зачехлить в рукав, это исключит так же перетирание стропы. К сожалению от ультрафиолета никуда не спрячешься, однако производители выпускают стропы, устойчивые к ультрафиолету. Итак, взяв в расчет все вышесказанное, вы с легкостью посчитаете прочность необходимого леера, и не забудьте добавить запас на прочность хотя бы 50%.

Второе, и не самое маловажное требование к лееру, особенно при запусках на большую высоту, это его растяжимость при приложении нагрузки. Например полиамидные (капроновые) стропы имеют особенность растягиваться от 15 до 30% (в зависимости от исполнения) при приложении максимальной нагрузки. При снятии нагрузки длина леера возвращается к исходной. Несложно посчитать, что при длине леера в 100 метров, такое растяжение даст эффект пружины в 10-20 метров, что совсем не лучшим образом скажется на поведении воздушного змея. По этому при запусках на высоты более 100 метров рекомендуется использовать шнуры из нерастяжимых материалов, например Dyneema. Эти стропы вытягиваются под нагрузкой от 1 до 4 процентов (в зависимости от качества), обладают большей прочностью (это значит вы можете использовать более легкую стропу), а так же высокой ценой. Да, цена такого леера длинной в несколько сот метров будет сопоставима с ценой воздушного змея и даже больше.

Мотовило.

О да. Вы представили себе как вы будите опускать воздушного змея при его максимальной тяге (вы же ее уже посчитали)? Не говоря об обязательном использовании перчаток, подумайте о мотовиле. Выдержит ли оно? Удержите ли вы его в руках и хватит ли вам сил сделать несколько сот оборотов под нагрузкой в десяток килограмм (представьте, что вы поднимаете гантелю весом в 5-10 килограмм (или больше???), только не снизу вверх а сверху вниз и так раз двести)? Леер обернется вокруг мотовила несколько сот раз и каждый виток будет сдавливать сердечник мотовила с силой, равной тяге воздушного змея. Сердечник должен выдержать эту нагрузку, которая может составить несколько тонн. Или же необходимы специальные приспособления, снимающие нагрузку со стропы при укладке ее на мотовило.

Теперь о подъеме груза.

При помощи змея вы можете поднять любой груз, который легче чем сила тяги, но опять же сила тяги должна быть с небольшим запасом, процентов в 20%. Груз нельзя подвешивать непосредственно за купол змея или за подкупольные стропы. Груз вешается только за главный леер. Обычно несколько метров ниже змея. Технология подъема такая. Вы запускаете змей без груза. Возможно даже с небольшой пробежкой, что бы затянуть змея на высоту, где уже ветер сильнее и стабильнее. Подняв змей на пару десятков метров и убедившись в стабильности его полета в данных условиях, подвязываете к лееру груз. На леере уже за ранее может быть пришита петля. И только теперь начинаете разматывать леер и поднимать груз. При спуске вы так же сматываете леер до места подвязки груза, снимаете груз и только потом приземляете воздушный змей. Такая технология подъема позволит поднять и опустить ваш груз в полной сохранности и без «ушибов».


Авторская статья.
При воспроизведении материалов ссылка на сайт www.AVIAtoys.RU строго обязательна.